2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

На состояние здоровья подрастающего поколения  все больше внимания обращают специалисты службы психического здоровья, ведь по данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) до 20% детей во всем мире страдают психическими расстройствами, приводящими их к инвалидности. Многие из них не получают какой — либо помощи или лечения.

Психические расстройства в настоящее время успешно лечатся в ряде случаев медикаментозно, в некоторых, — компенсируются с помощью психолого-психотерапевтической коррекции. Но есть такие заболевания, которые возникают у детей в раннем детстве и сопровождают их на протяжении всей жизни. К таким расстройствам и относится ранний детский аутизм (РДА).

В настоящее время данному расстройству уделяется особое значение, так как во всех регионах мира выявляется достаточно большая часть детей, страдающих этим заболеванием, независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения.

Аутизм (от греческого «сам») — психическое заболевание — обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Проявляется в течение первых трех лет жизни.

Страдающие аутизмом характеризуются самоизоляцией, всепоглощающим пристрастием к однообразию, неспособностью перенять общепринятые способы поведения в обществе, вступать в контакт или общаться с другими людьми естественным и значимым образом.

Большинство детей с аутизмом абсолютно нормальны внешне, но их поведение разительно отличается от поведения их сверстников. Они могут часами сидеть, уставившись в пространство, не обращать внимания на окружающих, заниматься повторяющимися действиями с предметами без видимой цели (например: листать книгу, перекладывать вещи). Они часто подвержены неконтролируемым и необъяснимым истерикам. Ребенок, страдающий аутизмом, живет в своем собственном мире, как бы «стеклянном шаре».

Аутизм обнаруживается в 5-20 случаях на 10000 рождений, чаще в 4 раза у мальчиков, чем у девочек.

Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного развития, другие связывают с аномалиями в структуре и функциональной деятельности мозга, в последнее время— с плохой экологической обстановкой в мире.

Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается «комплекс оживления», характерный для нормально развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать, но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека, он не откликается на свое имя.

Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако так же неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.

И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой- либо причине боятся вступить в общение.

От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем они могут одержимо играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки.

Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например: ребенок может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону, или бесконечно включать и выключать свет. Иногда он подолгу совершает бесцельные однотипные движения телом: раскачивается, размахивает рукой, палкой, или ударяет по мячу.

Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает «уход в себя» либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать всё кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем, находящиеся рядом взрослые, часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значение «пустякам», которые так важны для аутичного ребенка. Такие реакции аутичного ребенка могут возникнуть на новую одежду, на перестановку мебели, на присутствие незнакомого человека, на звук телевизора, на незнакомую мелодию, гул пылесоса и т.д.

Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму.

Иногда таким детям доставляет удовольствие коллекционировать разные предметы: камушки, бумажки, палочки. Аутисты могут быть нормально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать.

Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи. Важно отметить, что этот недостаток они даже не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок всё равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи присутствуют бессмысленные повторения услышанных когда-то фраз без отношения к данной ситуации.

Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше. Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Прежде всего, между родителями и специалистами должно установиться доверие и взаимопонимание.

При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих большая часть таких детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время, в результате своевременно начатой упорной коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум.

Самое большое чудо, способное победить любой недуг — это вера в успех, терпение, целеустремленность и, конечно же, любовь к своему ребенку.

Врач – психиатр Курчак Татьяна Викторовна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *