Приближается сентябрь — время, когда школьникам предстоит вернуться в школу после долгих и беззаботных летних месяцев. Окончание лета зачастую означает конец неорганизованным дням и позднему отбою. За время длительных каникул дети теряют способность быстро концентрироваться на одном занятии, их организм настраивается на активное времяпрепровождение и «забывает» об уроках, книгах и партах. Следует аккуратно подойти к процессу возвращения в рабочий школьный распорядок жизни. Многое зависит от характера ребёнка, его возраста и темперамента, однако почти все дети, в той или иной степени, проходят период адаптации к учебному процессу.

Главная задача родителей в конце августа – это подготовить детей к школе не только в плане «экипировки», но и в плане психологии.

С чего начнем? С главного: сон, еда, воздух.

Скорректируйте режим дня. Все мы прекрасно знаем, что за время летних каникул дети расслабляются, а порядок дня, питания, сна, прогулок, скорее всего, нарушаются. Обсудите совместно с ребенком причины изменения в режиме дня. Объясните и аргументируйте ребенку, почему теперь ему необходимо ложиться раньше, и вставать раньше.  Позаботьтесь об ограничении времени для игр за компьютером, планшетом и просмотра телевизора. Отвлеките ребенка на семейные дела и поставьте его на позицию взрослого человека, попросив его не только следить за собой, но и напоминать вам о чем-либо.

Создайте ситуацию успеха и позитивный настрой. Обязательно найдите время поговорить с ребенком, обсудить его чувства относительно будущего учебного года, развеять тревоги и страхи, выяснить, не нужна ли ему какая-то помощь. У ребёнка наверняка имеются идеи, чем бы он хотел заняться. Обсудите вместе с ним, что для этого нужно, и чем именно вы можете ему помочь. Это будет вашим общим делом на весь учебный год. Акцентируйте свое внимание на победах и достижениях, а не ошибках и поражениях.

Проявите лояльность. В первые недели после каникул не требуйте от ребенка слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь, поинтересуйтесь не тем, какие оценки они получили, а что интересного и нового они узнали, как складываются их отношения с одноклассниками и учителями. Важно, чтобы дети воспринимали учебу не как способ получения положительных оценок, а как бесконечный процесс познания.

Мотивируйте к учебе. Чтобы мотивировать ребёнка на новые свершения в учебной деятельности, вы можете предложить ему вместе создать “дерево достижений”. Для этого нарисуйте на ватмане дерево с множеством веток. А из стикеров с липкой лентой или просто цветной бумаги можно вырезать листики. Договоритесь с ребенком, что каждый раз, когда он будет чувствовать, что чего-то достиг (решил сложную задачу, получил хорошую оценку, выступил на школьном концерте или спортивном соревновании), он будет записывать это на листочке и приклеивать на дерево. Пусть он записывает даже незначительные достижения, чтобы дерево поскорее покрылось листвой.

Находите время для «просто общения»

Особенность школьного периода в том, что вечернее общение родителей и детей сводится к обсуждению (деланию) уроков, решению конфликтов и разбор полетов (оценок). А нельзя к этому  все сводить. Общайтесь на разные темы. Как бы ни проходил период адаптации, важно, как можно чаще говорить своему ребенку, что вы его любите таким, какой он есть. Именно это хочет услышать каждый ребенок и именно это позволяет ему преодолевать все трудности и чувствовать себя счастливым!

В заключение хочется добавить, чтобы родители старались не занимать оценивающую позицию в подготовке ребёнка к школе — оценки ему и так ставят учителя. Будьте рядом, делитесь ожиданиями и развеивайте опасения, участвуйте в процессе по мере надобности. Покажите, что вы разделяете его чувства и готовы прийти на помощь в любой ситуации.

Координатор ЦДП «Ориентир»,

психолог                                                                                           Ирина Злотник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *