Зрение — одно из самых ценных чувств человека. Около 80% информации дети получают с помощью глаз. Ребенок должен видеть четко предметы как вблизи, так и издалека. Зрительно-моторная координация очень важна для ребенка. Она защищает его от опасностей окружающей среды и помогает лучше адаптироваться к местам его пребывания. Визуальное восприятие внешнего мира — очень важный фактор, влияющий на здоровое развитие ребенка. При нарушении зрительной функции снижается скорость восприятия и переработки всех видов информации, ослабляется познавательная активность, могут возникать проблемы с речевым развитием, общением с другими детьми.

Маленькие дети с нарушением зрения часто даже не осознают этого. Как правило, любое зрение для них является нормой, так как им просто не с чем сравнивать. Также, проблемы со зрением могут проявляться очень медленно, и дети их просто не замечают. Кроме того, ребенок с еще небогатым словарным запасом часто просто не в силах объяснить свои переживания по поводу зрения.

Причины отклонений зрения бывают:

  • врожденными, то есть те, которые появились еще в период беременности матери;
  • приобретенные, образовавшиеся под воздействием какого-либо внешнего фактора.

Основная из них — это наследственность. Если у мамы или папы есть проблемы со зрением, например, кто-то из родителей страдает близорукостью, то вероятность того, что у малыша будет такая же проблема очень высока. Между тем — это только вероятность, а не приговор. Задача родителей уделить максимум внимания этому аспекту, регулярно отводить малыша на осмотры и проводить профилактические меры.

Особенности детского зрения

Младенец появляется на свет с относительно низкой степенью видимости. Но каждый день, при правильном развитии и уходе, способность улучшается и преображается:

  • первые дни жизни — все предметы в виде пятен, дальше метра глаз младенца ничего не воспринимает;
  • один месяц — черно-белое восприятие мира, сетчатка еще привыкает к принятию цветовой гаммы;
  • два-три — малыш учится фиксировать взгляд, узнает маму и папу, понимает, что такое смена обстановки;
  • четыре-шесть — ребенок узнает цвета и формы;
  • год — малыш активно изучает мир, но его способности можно охарактеризовать, как 50% от полноценных;
  • 5-6 лет — устанавливается полная острота зрения, как у взрослого человека, поэтому ребенок готов к школьным нагрузкам.

Нормой в детском возрасте считается острота зрения:

2 годика — 0,4 — 0,7;

3 годика — 0,6 — 0,9;

4 годика — 0,7 — 1,0;

5 лет — 0,8 — 1,0;

6 лет и в более старшем возрасте — 0,9 — 1,0.

В течение первых 5 лет у детей идет процесс развития органов зрения, то есть патологию можно устранить до того, как ребенок начнет посещать школу, что позволит исключить возможность развития комплексов неполноценности. До шестилетнего возраста у малыша может быть дальнозоркость, которая постепенно самостоятельно проходит. До подросткового возраста (14-16 лет), глазные яблоки продолжают свой рост. Этот период характеризуется повышенной опасностью развития патологий, особенно миопии, что связано с уязвимостью глаз подростка при продолжительных нагрузках.

Виды нарушения зрения у детей

Наиболее встречаемые виды нарушения зрения у детей:

  • близорукость (истинная и ложная формы патологии);
  • дальнозоркость;
  • косоглазие;
  • астигматизм;
  • амблиопия.

Причины их появления могут иметь приобретенную или врожденную природу.

Близорукость (миопия) – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Появляется примерно в восемь-десять лет. У ребёнка начинают размываться предметы, которые находятся вдали от глаз. Как правило, формируется при активном росте глаза и в связи с повышенной нагрузкой на него.

Ложная близорукость – патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы, то есть ее расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них. Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребенок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первыми партами. Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдет в истинную близорукость.

Дальнозоркость (гиперметропия) – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Ребенок плохо видит вблизи и вдаль. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.

Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.

Астигматизм – заболевание чаще врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. Ребенок четко не видит контуры предметов.

Амблиопия или «ленивый глаз» — особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции.

Дети с нарушением зрения, особенно младшего возраста, не могут объяснить взрослым, какой именно дискомфорт они чувствуют, поэтому родителям следует прислушиваться к любым жалобам ребенка и не пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста.

Причины роста близорукости

Миопия – явление прогрессирующее, которое зачастую приводит к патологическим изменениям органа зрения и полной слепоте. Количество людей, страдающих близорукостью, ежегодно увеличивается. Так, если в 2010 году эта цифра составляла 2 миллиарда человек по всему миру, то к 2020 году миопических людей ожидается на пол миллиарда больше. По предварительным прогнозам ученых, к 2050 году близорукими станет около половины населения земного шара, что приблизительно составит 5 миллиардов человек. При этом миопией высокой степени будет страдать почти 20% людей.

Несколько сотен лет назад немецкий астроном и оптик Иоганн Кеплер выдвинул предположение: рост близорукости связан с повышением уровня цивилизованности и образованности людей. Чем больше времени человек посвящал обучению, тем хуже становилось его зрение. К слову сказать, Кеплер сам страдал миопией, объясняя это большой любовью к книгам.

Связь между близорукостью и образованием нашла свое подтверждение в конце 20-го века в Израиле. Оказалось, что наиболее высокий процент миопических глаз у детей и подростков, которые посещают религиозные школы, проводя много времени за изучением священных текстов.

В начале 2000-х выяснилось: чтение и работа за компьютером не являются основными виновниками миопии. Через 7 лет были проведены исследования, участие в которых приняло полтысячи американских детей 8-9-ти лет с нормальным зрением. На протяжении 5-летнего периода ученые изучали их образ жизни, учитывая занятия спортом и время, проведенное вне 4-х стен. В результате у 20% детей, которые мало времени находились на улице, развилась миопия. К такому же итогу пришли позже в Австралии, исследовав 4000 детей школьного возраста.

Результаты этих исследований вполне закономерны. Так, естественный свет стимулирует выработку дофамина, благодаря которому форма глазного яблока остается неизменной. Дофамин – гормон-нейромедиатор, который продуцируется сетчаткой (в том числе) лишь под воздействием солнечного света. При его нехватке глазная ось удлиняется, что является одной из причин возникновения миопии.

В 1904 году в книге Генри Эдварда Джуллера «Офтальмологическая наука и практика» было написано, что для избавления от близорукости необходимо домашнюю обстановку сменить на уличную. «Таким образом мы пришли к тому, о чем знали еще сто лет назад» — указывает Wildsoet.

Нынешний рост близорукости объясняется тем, что дети слишком много времени проводят за компьютерами, забывая о пользе и необходимости прогулок на свежем воздухе. Длительное сидение за книгами и чрезмерное увлечение гаджетами – главные враги современного ребёнка. Например, у китайского школьника более ½ суток в неделю уходит на выполнение домашнего задания, в то время как американский ученик в среднем тратит около 5-6-ти часов. Этим (в том числе) объясняется столь разный уровень заболеваемости близорукостью в данных странах.

Профилактика

  • Обеспечьте малышу правильный образ жизни. Ребенку важны активные игры на свежем воздухе, а также сбалансированное питание.
  • Растущий организм должен ежедневно получать суточную дозу витаминов для зрения.
  • Приучайте ребенка к ежедневной гигиене глаз. Запрещайте длительный просмотр телевизора и игры на компьютере, телефоне. Ограничьте эти увлечения по времени, максимум до 1-2 ч. в день.
  • Следите за тем, чтобы ребенок долго не сидел за уроками. Чтение и письмо должно чередоваться с активными играми. Обеспечьте хорошее освещение: свет должен падать на письменный стол с левой стороны.
  • Делайте с ребенком гимнастику для глаз.

Предупредить болезнь легче, нежели избавиться от нее.

Врач-офтальмолог Марчик М.В.