УЗ «КОБРИНСКАЯ ЦРБ» ПРОТИВ КОРРУПЦИИ!
ПОМНИТЕ!
ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПЕРЕДАВАТЬ РАБОТНИКАМ УЧРЕЖДЕНИЯ НИКАКИЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ЗА:
— направление в профильное или более престижное медицинское учреждение;
— более качественную медицинскую услугу;
— препараты или медицинские материалы;
— более качественный уход, более комфортную палату, процедуры без очереди…
НЕ ДАВАЙТЕ и НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ВЗЯТКУ! иначе вы сами совершите коррупционное преступление.
Коррупция представляет собой серьезную угрозу демократии и правам человека, подрывает господство правовых институтов и моральные устои общества, нарушает принцип равенства и социальной справедливости, дестабилизирует государственное управление и экономическое развитие.
На сегодняшний день в нашей стране создана и функционирует система мер, направленных на противодействие, искоренение причин и условий, порождающих коррупцию. Вопросам борьбы с данным злом уделяется большое внимание со стороны Президента и Правительства Республики Беларусь. Однако противодействие коррупции во всех сферах жизни государства только запретительными мерами и силами правоохранительных органов не позволит достичь желаемых результатов. Необходимо более активное привлечение общественности к сотрудничеству по вопросам выявления и противодействия коррупции, а также формирования нетерпимости к ее проявлениям.
Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.
Официальное определение коррупции согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон, Закон «О борьбе с коррупцией») следующее:
Коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.
Совершение коррупционных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Дисциплинарная ответственность.
Пунктами 5 и 5-1 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь
(далее – ТК) предусмотрены основания для прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях.
В частности:
— неподписание работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией;
— нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения.
Административная и уголовная ответственность.
С учетом содержащихся в Законе «О борьбе с коррупцией» признаков к коррупционным преступлениям можно отнести следующие.
— Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210УК)
— Злоупотребление властью или служебными полномочиями (статья 424 УК)
— Бездействие должностного лица (статья 425 УК)
— Превышение власти или служебных полномочий (статья 426 УК)
— Служебным подлогом (статья 427 УК)
— Получение взятки (статья 430 УК)
— Дача взятки (статья 431 УК)
— Посредничество во взяточничестве (статья 432 УК)
— Принятие незаконного вознаграждения (статья 433 УК)
По статистике уголовных дел, наиболее распространенными коррупционными преступлениями являются хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, взяточничество, служебный подлог, а также злоупотребление властью или служебными полномочиями и превышение власти или служебных полномочий.
За совершение деяний коррупционного характера может наступать административная ответственность согласно нормам КоАП, например, по статье 12.9 (Нарушение порядка осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг)), статье 12.10. (нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве), статье 24.53 (нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи); статье 11.1 (мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно попытка такого хищения) и др.
Статьей 36 Закона установлена гражданско-правовая ответственность за достоверность сведений, указываемых в ежегодных декларациях о доходах и имуществе государственными должностными лицами, занимающими ответственное положение, лицами, поступившими на государственную службу путем избрания, их супругом (супругой), несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (удочеренными), совершеннолетними близкими родственниками, совместно с ними проживающими и ведущими общее хозяйство. В случаях установления явного превышения стоимости принадлежащего указанным лицам имущества и иных расходов (не менее 25%) за период, когда должностные лица занимали названные должности, над доходами, полученными из законных источников, имущество и иные расходы на сумму, явно превышающую подтвержденные доходы, безвозмездно изымаются (взыскиваются) или взыскивается стоимость такого имущества в доход государства.
Предупреждение коррупции
Статьей 27 ТК установлено ограничение совместной работы в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Данное ограничение действует при одновременном наличии трех условий:
лица должны состоять в близком родстве (свойстве);
лица должны занимать определенные должности (руководителя, главного бухгалтера (его заместителей), кассира;
лица должны непосредственно подчиняться друг другу либо непосредственно контролироваться друг другом.
Государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, подписывают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьями 17-20 Закона.
Неподписание обязательства влечет за собой отказ в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности по п.5 статьи 47 ТК.
Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, освобождается от занимаемой должности по п. 5-1 статьи 47 ТК.
Статьей 11 Закона установлено, что «государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции, а также граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, обязаны оказывать содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, и государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией».
В этой связи особенно важно правильно действовать в определенных ситуациях:
— вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний;
— внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);
— постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
— не брать инициативу в разговоре на себя, больше «работать на прием», позволить потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться» и сообщить Вам как можно больше информации;
— при наличии диктофона постараться скрытно записать предложение о взятке;
— по окончании разговора немедленно сообщить о данном факте руководителю организации и в правоохранительные органы (102).
Вы всегда можете обратится на «Горячую линию» главного управления по здравоохранению Брестского облисполкома 8(0162) 58 09 93. Работает с 9.00 до 17.00 (обеденный перерыв с 13.00 до 14.00), кроме выходных дней.