Главная проблема  ребёнка с особенностями психофизического развития заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, негативного отношения к таким детям со стороны сверстников, а также  наличия физических и психических барьеров.

Следует помнить о  толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

В процессе совместного общения актуальны положительные вза­имоотношения. Детям с нарушениями прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большое окружение (на­полняемость класса, массовые мероприятия). Это требует от взрослых специальных усилий по снижению общего возбуж­дения и формированию эмоцио­нальной культуры детей. Проще предотвратить возникновение конфликтных ситу­аций, прохладных отношений, про­явление безразличия и высокоме­рия, чем потом их исправлять.

Сниженная способность учащихся с недостатками в физическом и психическом развитии к самостоятельному функционированию, особенности познавательной деятельности и личности в целом определяют специфику и качество помощи со стороны взрослых людей по принятию и включению детей данной категории в среду обычных сверстников и ближайшего окружения.

При общении необходимо формировать у нормально развиваю­щихся сверстников адекватные установки в отношении ребенка с особенностями психофизического развития: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть.

Рекомендуется для здоровых детей провести беседу, игру, помогающую им осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не понимает, почему он другой. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научи­ли его играть, общаться.

Аккуратный внешний вид  ребенка, его чистота и опрятность вызывают симпатию у нормально развивающихся детей, желание с ним взаимодействовать, поэтому взрослому рекомендуется формировать у ребенка привычку быть опрятным, носить чистую одежду и приучать осуществлять контроль за своим внешним видом.

Дети с особенностями в развитии испытывают потреб­ность в позитивном отношении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому взрослому необходимо более внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ним.

В ближайшем окружении для таких детей следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими детьми.

Для этой цели рекомендуется использовать следую­щие формы, методы и приемы:

  1. Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств личности ребенка с особенностями психофизического развития (физическая сила и выносливость, трудолюбие, старательность). Так, для воспитанников с синдромом Дауна характерна аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность.
  2. Создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию детей к самостоятельности. Необходимо отмечать и положи­тельно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка
    («посмотрите, какая красивая открытка получилась у Саши, он старался и выполнил работу быстро и аккуратно»).
  3. Демонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятель­ной жизни (овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи;
    ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с другими людьми).
  4. Примеры достижений взрослых людей с интеллектуальной не­достаточностью. Например, амери­канский актер Крис Берк с синдромом Дауна за исполнение главных и эпизодических ролей в фильмах и сериалах удостоен различных наград и премий. В Нью-Йорке есть школа, названная в его честь. К. Берк активно участвует в музыкальных программах, выпуска­ет музыкальные альбомы, выступает в школах и на конференциях. Актер и музыкант утверждает: «Иметь синдром Дауна – это не значит, что вы не можете достичь звезд или даже стать одной из них».
  5. Оказание помощи таким детям со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).
  6. Чтение специальной популярной литературы, содержание которой формирует систему отношений к данной категории детей.
  7. Важное место  отводится организации культурно-развлекательных и познавательных мероприятий для детей и их родителей (школьных праздников, утренников, выставок детского творчества, фотоэкспозиций, культпоходов, экскурсий и др.)

По информации

интернет-ресурса ckroir-voronovo.schools.by,

sch12.minsk.edu.bydoshkobrsd.edu.minskregion.by