В последнее время все чаще приходится работать с подростками, с девочками-подростками.

Если отвечать на вопрос буквально — то процентам 80% подростков психолог нужен. И основная причина в том, что говорить родителям с детьми просто некогда или они просто не умеют говорить серьезно на многие важные для детей темы. А им часто хочется обсуждать простые вещи важные для понимания себя, прежде всего. Построения собственной Я-концепции.

Родители часто на многие пугающие, но важные для детей темы, будь то вопрос отношений полов, реагируют уклончиво, шутят или чрезмерно пугают ответственностью. Вот и выходит, что часто человек, с которым можно просто поговорить — это психолог. Это при том, что ребёнок развивается в целом хорошо и особых проблем не имеет. Просто поговорить, правильно расставить акценты, обсуждая события дня — тоже сегодня является психопрофилактической работой психолога. Чтобы «не запустить, а предотвратить».

Но чаще детей на приём, приводят уже все же с конкретными жалобами. Жаль, что не раньше).

Основные жалобы родителей — нежелание ходить в школу, низкая мотивация, отсутствие друзей и желания общаться, замкнутость, аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде нанесения себе царапин на руки, лицо. Отсутствие возможности самим установить контакт с ребёнком в силу его недоступности. Или контакт хороший, учится хорошо, а друзей нет. 

Или родителям становится известно о случаях психологического насилия над ребёнком или начинает настораживать сильное снижение веса…

Здорово, если родители помнят себя в этом возрасте и ещё более замечательно, если их подростковый возраст прошёл более или менее в границах нормы. Если можно вообще говорить о норме, рассуждая о данном периоде. Тогда у родителей есть «здоровые» ориентиры и они более склонны во время начинать «бить тревогу».

Любому родителю важно понимать, что допустимо, а что нет на любом этапе возрастного развития ребёнка. Поэтому привожу краткий перечень, что для подросткового возраста нормально, а что нет.

Нормальнее развитие подростка:

1. Желание отделения от родителей и даже планы на будущее, как это сделать. 

2. Перепады настроения. Гормональная буря.

3. Неадекватная самооценка заниженная или завышенная (что реже).

4. Поиски смысла жизни, осмысление себя в мире. Рассуждения о религии и Боге.

5. Повышенный интерес к отношениям. Тяга к кучкованию к себе подобными и интерес к противоположному полу. Учатся быть вместе на примере других и собственном. 

6. Закономерное снижение успеваемости. Поскольку нормальным образом интересы со сферы учебы смещаются на отношения. Это возрастная норма!

7. Бунтарство и непослушание. Это снова возвращаемся к первому пункту. Отделиться от родителей психологически иначе не возможно. Важно пробовать самому принимать некоторые решения, и встречаться с их последствиями. Так мы все взрослеем.

Итак, это все должно быть в подростковом возрасте.

Что должно насторожить или чего быть не должно?

1. Послушность. Меня это настораживает. Не соответствует норме. Но если во всех остальных аспектах все хорошо, а родители планируют жить со своим чадом всю жизнь, принимать все важные решения за него и даже жить за него его жизнь, то норм. Пусть будет так. Если вопрос все же стоит о том, чтобы взращивать самостоятельность и независимость ребёнка, поскольку родителей может не стать в любой момент, то путь поддержания послушания — не тот. 

 2. Причинения вреда себе.  Сюда относится всё, от ограничений себя в пище — до нанесения себе повреждений.  Любой вред себе – аутоагрессия, которая, в конечном итоге, может привести к суицидальными попыткам. Этого нельзя допустить. Поэтому важно быть внимательным к телу ребёнка. Он может прятать прорезы под длинными рукавами.

3. Резкая смена имиджа и стиля. Поиск странных друзей, тусовок. Разделение странных убеждений. 

4. Вызывающее, переходящее любые границы поведение. Шокирующее, эпатажное, сковывающее за собой явные признаки неблагополучия и желание привлечь к этому неблагополучию внимание. Иначе «докричаться» ребёнок уже не может. 

5. Отсутствие друзей. Разговоры о предательстве, о том, что все плохи и «Хочу собаку». Часто собака, часто крупной породы, ассоциируется у детей с надежностью, верностью, защитой. Задумайтесь, что произошло с вашими отношениями, что ребёнок не может вам доверять? Не может опираться на вас? В чем вы предали его?

6. Депрессивное поведение. Подросток находится на границе между детством и взрослостью. Поэтому картина депрессии во взрослом понимании может быть несколько иной. Часто, говоря о депрессии, мы сравниваем с собой, думая, что депрессия — это когда всегда плохо и сниженное настроение наблюдается в любое время суток. У детей и подростков часто не так. В детских и подростковых депрессиях снижение настроение не всегда выходит на передний план. Часто родители замечают, что ребенок «разбит» с утра, ему трудно вставать и нет настроения идти в школу, а часам к 5 вечера он оживает и затем с трудом засыпает. Причина в том, что к вечеру нарастает тревога. С ней ребёнку нужно справляться и он становится более активным. А к ночи могут добавляться страхи.

Если, вы обнаружили любое сходство из описания выше с вашим ребёнком, обратитесь за консультацией к психологу. Если на то будет необходимость, психолог порекомендует детского психиатра, который проведя компетентное обследование, назначит лечение. На фоне лечения — обязательна работа с психологом. Обязательна! Иначе облегчение будет временным. И любое стрессовое событие может снова повлечь за собой развитие депрессивного эпизода.

Психолог ЦДП и М «Ориентир»

Ирина Злотник