Все родители хотят, чтобы дети были здоровы, однако давно неоспоримым стал тот факт, что у детей школьного возраста, нагрузки, которых с годами не становится меньше, оставляют отпечаток на здоровье учащихся. Анализируя состояние здоровья первоклассников и тех, кто оканчивает школу, специалисты отмечают печальные факты: ежегодно у многих детей регистрируются нарушения зрения, различные степени сколиоза, заболевания желудка, нервной и сердечно-сосудистой систем и многие другие. Также технический прогресс не стоит на месте, компьютер, телевизор, неправильное питание и гиподинамия – всё это влияет на здоровье ребенка.

Чаще всего в школьные годы развивается патология органов зрения, что связано, главным образом, с длительной зрительной работой. Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» – игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 – для младших школьников. После этого обязателен 10-минутный перерыв на разминку и гимнастику для глаз.

Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств.

Чтобы сохранить острое зрение в течение всей жизни, необходимо соблюдать ряд несложных правил: обеспечить здоровый и достаточный по времени сон, правильно питаться. В рационе близоруких детей должны быть:

  • морковь – богатый источник бета-каротина;
  • черника – свежая и сухая – повышает остроту зрения, снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение. Ее целебные свойства объясняются наличием биофлавоноидов, способствующих питанию сетчатки глаза;
  • красный сладкий перец и шпинат – источники лютеина, который, подобно солнечным очкам, защищает сетчатку. Надо только помнить, что при тепловой обработке лютеин разрушается, поэтому эти продукты нужно есть в сыром виде;
  • кукуруза, апельсины, манго и персики богаты зеаксантином, который, как и лютеин, защищает сетчатку и предотвращает помутнение хрусталика;
  • рыба содержит много таурина, ненасыщенных жирных кислот и витамина Е, предупреждающих излишнюю сухость глаз;
  • шиповник – признанное профилактическое средство при дистрофии сетчатки;
  • цитрусовые: витамин С необходим для защиты глаз от инфекций, а также для предотвращения возрастных заболеваний.

Также в школьном возрасте у детей чаще возникает патология со стороны опорно-двигательного аппарата-нарушение осанки, приводящее в последующем к различным степеням сколиоза. Осанка у детей в дошкольном и школьном возрасте еще неустойчива, с возрастом она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности. На осанку негативно влияют неполноценное питание, общее неудовлетворительное состояние здоровья, загрязнение окружающей среды, хронические и острые заболевания, индивидуальные особенности характера и смена настроения. Но больше всего вредят позвоночнику ребенка плохое физическое развитие и невнимательное отношение родителей к формированию правильной осанки.

Проблемы начинаются с того момента, когда ребенку в первый раз скажут: «Не бегай! Сиди спокойно!» Для того чтобы мышцы развивались, они должны работать, тогда и функциональные изгибы позвоночника будут формироваться правильно, мышцы и связки будут достаточно крепкими, чтобы справляться с нагрузками. Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц находиться без движения ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если приходится находиться в одной и той же позе дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, что приводит к формированию неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки.

Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания. Чаще всего плохая осанка сочетается с недостаточным развитием мышц и снижением общего тонуса организма, а также с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением.

Важно для родителей организовать рабочее место школьника дома.

Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки. Для этого к спинке обычного стула можно привязать толстый-толстый слой пенопласта или поролона, прикрепить на нужном расстоянии лист фанеры и т. д. Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. При этом чуть расставленные локти свободно опираются на нее, разгружая шейный отдел позвоночника от массы рук, тогда поверхность тетради находится от глаз на оптимальном расстоянии — 30—35 см. Для проверки можно поставить локоть на стол и поднять голову, глядя прямо перед собой. Средний палец должен находиться на уровне угла глаза.

  • Можно не пилить мебель и не возиться с листами фанеры, а купить дорогой, но удобный стул на винтах и шарнирах, у которого вы сможете подогнать и высоту сиденья, и его глубину, и наклон спинки.
  • Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямым углом, бедра — лежать на сиденье, принимая на себя часть массы тела.
  • Книги желательно ставить на подставку на расстоянии вытянутой руки. Это позволяет ребенку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости.
  • Обеспечьте хорошее освещение рабочего места.
  • Научите ребенка сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы. Грудь должна быть почти вплотную приближена к столу, локти располагаться симметрично и опираться на стол, тетрадь надо повернуть примерно на 30°, чтобы ребенку не приходилось поворачивать туловище при письме; наклонять голову надо как можно меньше. Можно и даже желательно опираться подбородком на свободную руку, но при этом нельзя наклонять голову и туловище вбок.
  • Время от времени ребенок должен немного менять позу (в пределах правильной). Через каждые 30—45 мин. занятий следует встать и 5—10 минут подвигаться.
  • Следите, чтобы у ребенка не возникала привычка сидя класть ногу на ногу, подворачивать одну ногу под себя, убирать со стола и свешивать нерабочую руку, сидеть боком к столу и т. п. Современное человечество ведет сидячий образ жизни, и привычка сидеть правильно, минимально нагружая позвоночник, так же необходима и полезна, как привычка чистить зубы.
  • Ребенку следует спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом.
  • После уроков школьнику, особенно ученику младших классов, нужно полежать не меньше часа, чтобы мышцы могли расслабиться и отдохнуть.
  • Нельзя носить сумку, даже легкую, на плече: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым. Нельзя носить портфель в одной и той же руке. Ремень сумки необходимо перекидывать через шею, а еще лучше носить ранец или рюкзачок.
  • Ребенку необходимо больше двигаться и хотя бы по 20—30 минут в день заниматься физкультурой. Спортивные кружки — это прекрасно, но вид спорта и интенсивность нагрузок следует подбирать в соответствии с состоянием здоровья. Наименее опасны и наиболее полезны для позвоночника плавание и танцы.

Самое главное средство профилактики заболеваний позвоночника — это выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это очень трудная задача, и не столько для ребенка, сколько для родителей. Сама по себе хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях у совершенно здорового, переполненного энергией, физически гармонично развитого ребенка. Всем остальным (то есть всем детям до одного) необходимо:

В итоге на что же следует обратить внимание, что бы сохранить здоровье детям? Во многом состояние здоровья ребёнка, его физическое развитие, работоспособность, и успеваемость в школе зависят от того, насколько правильно организован, режим дня. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь детям в правильной организации дневного распорядка, который предусматривает:

  • рациональное чередование труда и отдыха;
  • регулярные приёмы пищи;
  • сон определённой продолжительности с точным временем подъёма и отхода ко сну;
  • определённое время для утренней гимнастики и гигиенических процедур;
  • определённое время для приготовления домашних заданий;
  • определённую продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе, достаточная физическая активность.

Берегите здоровье детей и тогда они вырастут здоровыми родителями!

и.о.заведующего филиала «Детская больница»
УЗ «Кобринская ЦРБ»
Кулик Людмила Михайловна